Назад

Сибирская Эльба-6 (22 - 24 сентября 2000 года)


Надо сказать, что только шестая Эльба может похвастаться тем, что ей действительно удалось стать междугородней. Если раньше на берег Катуни рядом с базой "Империя туризма" съезжались в основном жители Новосибирска. Было непонятно, когда на Эльбу начнут ездить хотя бы барнаульцы. Вообще, есть такое ощущение, что в Барнауле нет людей, путешествующих автостопом. То теперь на наши посиделки второй раз уже приехали новокузнечане.

Надо сказать, что лично еще, выезжая на Горный Алтай, так поздно не стартовал. На посту ГИБДД за новосибирским академгородком мы с Натальей Троицкой были в половине второго дня. Не, конечно, бывали случаи, когда я выезжал в 12 часов дня, в половине первого. Но так поздно, не было никогда. Однако, мы особенно не волновались. Ну, не доедем, так не доедем. Переночуем где-нибудь в палатке. А утром уж точно будем на месте.

Правда, у нас разные бывали случаи. Наш личный рекорд поездки от Маймы до Новосибирска (а это 438 километров) - пять часов. Так однажды мы уезжали ранней весной 1999 года. А стандартный путь на Сибирскую Эльбу составляет 8 часов. Во всяком случае, это мое представление.

Ощущая необычайную легкость, мы встали на посту. И практически тут же поймали машину до Искитима (примерно 50 километр). Отказываться не стали, хотя обычно соглашаемся ехать как минимум до развилки на Черепаново (103 км). Драйвер оказался наш. Сам турист, не раз путешествовал по Алтаю. И даже зимой. Регулярно ездит на Дальний Восток, чтобы там поплавать под водой. Беседовать с ним было крайне интересно. И ему с нами, похоже, тоже было заманчиво беседовать. Поэтому он довез нас до поста ГАИ за Искитимом, хотя сворачивать в город ему нужно было раньше.

Под Искитимом также не пришлось долго стоять. Подъехала старая Волга ГАЗ-24 с двумя мужиками, у которых руки были все в наколках. Поскольку мужиков было двое, мы стали с ними вести особенных бесед. Во-первых, они разговаривали между собой. Во-вторых, слушали блатные песни. Поэтому мы решили отдохнуть от разговоров. Так не одного слова не проронили до Черепанова.

Черепаново стало единственным местом, где мы чуть-чуть задержались. Постоять пришлось с полчаса прежде чем поймать Жигуленок, ехавший куда-то за Полковниково. Мы так толком не поняли. В машине сидел дяденька лет сорока пяти и дедуля, который, как нам показалось, и был инициатором того, чтобы нас взять. Дедуля везли на историческую родину и, видимо, по этому поводу, он постоянно прикладывался к бутылочке водки. Нес он, как это часто бывает, всякую фигню и нам и своему водителю.

Высадили они нас где-то между Полковниковым и Троицким. Причем, стоять нам фактически не пришлось. Не успел Жигуленок скрыться за поворотом, как к нам подъехала легковушка, откуда вышли два парня. Машина оставалась свободной и попросились туда. Молодой человек, который, как оказалось, работал в Алтайагроснабе, с радостью согласился. Беседовать было с ним милое дело. Мы ему явно нравились и уже находясь где-то в районе Суртайки (то самое место, откуда был родом главный герой фильма "Живет такой парень" - совсем рядом с Маймой, а от Маймы до Айского моста - 15 км) он вдруг сказал: Вот все говорят, что за рулем устают, а я совсем не устал. Так ехал бы и ехал.

Прошло совсем немного времени и он вдруг предложил: давайте я вас до Айского моста довезу. И довез. Так мы в 21.30 были уже на месте, потратив на дорогу 8 часов.

Эта поездка еще раз подтвердила одно из главных правил. Все-таки в автостопе главное - не напрягаться, не переживать, что автомобили не берут. Всегда можно уехать.

Мы оказались последними. Все уже приехали - Сергей Терехов, Антон Ерашевский со своим другом Лешкой.

Макс Шушаков из Новокузнецка вообще был первым. Доехал он относительно быстро, всего пять машин сменил: От Кузни до Кузедеево ехал на Ниве, потом почти до Ельцовки его подбросил тойотовский микроавтобус с мужиками, которые накормили его калиной и пошли за грибами. До Бийска добирался на Daewoo nexia, а из Бийска на Москвиче до Быстрянки. Там Макс простоял минут двадцать - было слишком много тюленей. Дальше до Маймы опять его подкинул микроавтобус с народом из Кузни. В Майме Макс "закинулся йогуртом с печенюхами" и на еле живой Ниве добрался до Аи. Всего он потратил восемь с половиной часов. Как он сам сказал, шел до места, думал щяз там костер уже, люди, палатки... Пришел и обломался, поскольку был первым.



Традиции надо чтить

На Сибирской Эльбе всегда соблюдаются традиции. Во-первых, нужно заготовить дров. Это обязательный ритуал. У костра придется сидеть с полночи. Тем более, что этой осенью погода не жаловала. Было достаточно прохладно. Обычно походной тереховской пилой мы спиливаем одну сухую сосенку и этого обычно хватает. На сей раз пришлось заготовить побольше. Ночью ожидалась минусовая температура. Поэтому заготовили две сосны.

Есть еще одна традиция - готовить какое-нибудь особое блюдо. На второй Эльбе, помню, как мы купили в деревне Соузга индоутку (есть такая птица). Потом полночи ее готовили. Но это запоминается. На пятой Эльбе покупали в Ае живую рыбу - щуку и карпа. Тогда была мощная уха, которая готовилась в нескольких (трех или четырех) котелках. На этот раз сама природа подарила нам пищу.

Дело в том, что в этом году в Западной Сибири был невиданный урожай грибов. Казалось, что в районе, например, Новосибирска, всю грибницу уже давно вытоптали. Оказалось нет. Грибы поперли уже в июне! И не прекращались до октября. В августе нынешнего года я возвращался с Горного Алтая стопом. Вписался в машину к бердским ментам. Но они сразу в Бердск ехать не захотели, а решили насобирать грибов. Сам был свидетелем, как в районе Черепаново они отъехали от трассы метров на 300. И тут же собрали три мешка белых грибов.

Нам на Эльбе тоже повезло. Выяснилось, что вокруг растет море опят. Собственно ими мы и питались. Наготовили целое ведро.

Если в первую ночь еще было не та холодно, на вторую ожидалось серьезное похолодание. Утром в воскресенье мы проснулись фактически под снегом. Правда, на берегу Катуни, где стояли наши палатки, снега было не так много. А вот окрестные горы полностью покрылись снегом. Впервые за три года Сибирских Эльб (а осенняя Эльба, как и весенняя, проводится примерно в одно время) лагерь оказался частично под снегом. И это добавляло колорита.

Конечно, согреваться на морозе нам помогал не только наш костер. Для сугреву было немало выпито горячительных напитков. Это тоже можно считать традицией Сибирской Эльбы. Как Сибирская Эльба без водки. Тем более, что Хозяину Алтая все участники наших встреч отдают немало. Это тоже традиция - отдавать Хозяину. Чуть-чуть не добиваешь водки из сосуда и выливаешь ее в костер. Но хотя на этот раз для Хозяина мы сорокоградусную не жалели, он все равно нас припорошил снежком.



Отъезд

Утром в воскресенье я, Троицкая, Терехов и Макс решили стартовать. Нам всем нужно было в понедельник быть на работе. Антон с Лехой решили еще на один день остаться. Понятно, что они поступали разумно. Ездить стопом все-таки лучше в будние дни. А воскресенье можно и не доехать до дома.

Первыми стартовали Макс с Сергей Тереховым. С Натальей мы не сильно засиживались, последовав за ними почти сразу. Но за Айским мостом мы их уже не обнаружили. Там нам пришлось довольно долго простоять - не меньше часа, пока нас не подбросил до Маймы один местный житель, поначалу рассчитывающий на нас подзаработать.

В майминском традиционном месте мы застали только Терехова, который сообщил, что трафик - дрянь. А Макс, как оказалось, буквально только что поймал машину до Долины Свободы. Мы с Троицкой опять расслабились и решили, что если не доем, так не доедем. У Терехова, видимо, окончательно испортилось настроение, когда мы все-таки поймали КАМАЗ, на котором за пять часов доехали до Новоалтайска. В восемь вечера мы были там. Кстати, Макса ни в Долине Свободы, ни дальше по трассе не видели. В Новоалтайске мы простояли недолго: поймали рейсовый автобус до Новосибирска и стопом на нем доехали, договорившись с водителем. Из автобуса вышли в районе бывшего кинотеатра "Заря" (ныне это храм Архангела гавриила) в полдвенадцатого. И дальше сити-стопом доехали до пединститута, где я теперь живу.

Уже потом выяснилось, что у Сереги Терехова поднялась температура. Как он сказал потом, что "обнаружил себя" на границе республики Алтай через час после нашего уезда. Его окончательно все достало и он спокойно доехал на автобусе до Барнаула за деньги. Серега оказался на стрелке в Новоалтайке где-то в 20:30 - то есть через посчаса после нас - и где-то в 21.00 он сел в Toyota-delica, на которой доехал до дома. У него действительно было архисквернейшее настроение, которое появилось, как он говорит, не по причинам связанным со стопом, а видать по более глубоким....

Макс добрался до Новокузнецка тоже в тот же день. Хотя сначала ему казалось, что перспектив никаких. Стоп, как позже он сообщил, был весьма отстойным, и пожалуй самым продолжительным. Он не помнит точно сколько машин сменил, но точно не меньше десяти-пятнадцати, из которых были два автобуса и такси. Он быстро уехал от Аи, зато потом часа полтора проторчал с Тереховым на выезде из Маймы (там где мы его нашли), оттуда действительно уехал до Долины Свободы. Сейчас он сичтает это ошибкой, утверждая, что сроду бы не поехал, только ради того, чтоб сменить позицию). Там ему пришлось простоять ещё минут сорок. Далее он смог-таки добраться до Быстрянки, где пришлось проторчать ещё около часа, прежде чем удалось уехать до Бийска.

Макс прошел Бийск пешком. Уже вечерело. Дальше у него пошел сплошной локал с перерывами по 20 минут между машинами. Когда окончательно стемнело - попросил высадить себя у фонаря из Бийск-Ельцовского автобуса. А фонарь оказался постом ГИБДД, где он устроил шоу гаишникам и проезжающим мимо машинам... Он переоделся и уехал на ужасно медленном груженом КАМАЗе с брёвнами прямо до Новокузнецка. Точнее до нашего поста на въезде, оттуда правда еще 22 км до центра. Когда вылезал из КАМАЗа на часах было 3.15. Примерно через час Макс, застопив такси, доехал до вокзала... А времени было где-то 4.40.

Но на этом несчастья Макса не закончились: вписка в центре у него обломилась и ему пришлось сити-стопом добираться до дома. А это ещё километров восемь. Половину их них он точно прошел пешком и дома был полшестого утра. Макс даже в душ не пошел и есть не стал. И срубился мгновенно.

На обратную дорогу он потратил около 18 часов.

Как потом выяснилось оставшиеся Антон с Лехой переночевали хорошо. После того, как мы уехали, дождь прекратился в 15 часов. По словам Антона, иногда даже появлялось солнце. Они взяли пивка, водки и неплохо провели время. На следующий день они выпили местного пива и в 10:30 вышли на трассу. Леха уехал в 11:00. Антон смог уехать в 11:50 до Маймы на москвиче с уголовниками.

В 12:03 Антон поймал Тойоту до Бийска и поставил свой личный рекорд скорости, проехав на машине со скоростью 155 км/ч. В 12:55 Антон прошел Бийск сити-стопом и оказался выезда из Бийска. После он проехал на 28 автобусе, который ходит раз в час до дач, 2-3 км до поста ГИБДД. В 14:00 Антоха поймал Камаз до Налобихи. Там в 16:35 ему удалось застопить Жигули до Барнаула, где оказался в 17:05. Через 35 минут его посадил бортовой не груженый Маз, который ехал со скоростью 90-100 км/ч. На нем удалось добраться до Искитима в 19:55. А оттуда Антон уже поехал автобусом и был дома в 21:40.

Леха, как оказалось, рубился на локале и был дома в 00:30.

Вот так и закончилась Сибирская Эльба-6.

Виктор Титов